Федерация джиу-джитсу
«Как обычно, в тот день Акаяма Сиробеи вышел прогуляться по заснеженному саду. Он не спеша шагал по запорошенным тропинкам, а мысли его были далеко — вот уже несколько месяцев, с тех пор, как он вернулся в родную Японию из Китая, Сиробеи неотрывно, не обращая внимания ни на что другое, работал над созданием нового боевого искусства.
Эта идея пришла к нему в Китае, где он, специалист в области японских единоборств когусоку и косимавари, познакомился с местными хабаку и тайцзытуйшоу. И со дня возвращения он, известный и опытный лекарь, перестал принимать больных и практически не покидал дома, сидя взаперти, с самыми близкими учениками, отбирая из единоборств наиболее эффективные приемы,, изобретая, новые техники и опробуя их на единомышленниках. И даже во время ежедневных прогулок не мог отвлечься от работы и раздумий, да и не хотел этого — впереди была сёгунская комиссия, которой он должен был представить свое детище.
Внезапно налетевший порыв морозного ветра, бросивший в лицо горсть колючего снега, подхватил мысли Сиробеи и унес их с собой. Словно пробудившись от долгого сна, он поднял голову и впервые за это время заметил, что внешний мир все еще существует. Взгляд его заскользил по серому небу, нежно-белой земле, заиндевевшим кронам деревьев, сгорбившихся под тяжестью снега. Он попытался было вернуться к размышлениям, но внимание его привлек сухой треск — мощная, толстая ветвь, не выдержав напора миллионов крошечных снежинок, беспомощно надломилась и, гулко ударив о ствол, повисла, прильнув к нему, словно ища спасения и защиты. Присмотревшись, Сиробеи с удивлением отметил, что такая же участь уже постигла несколько крупных ветвей, А тонкие ветки… тонкие почему-то были целы. И даже более того — снега на них практически не было, главный удар приняли на себя их более сильные собратья — и этот удар оказался для них последним
Стремясь разгадать неизвестно откуда появившуюся загадку, Сиробеи приблизился к дереву и застыл в ожидании ответа. А снег все падал, и время от времени выглядывавшие из окон ученики виде га покрывавшуюся белыми хлопьями фигуру учителя, которая уже начинала сливаться с общим фоном, растворяться в нем. А Сиробеи. не замечая ни снега, ни холода, стоял, не шевелясь, не отрывая от дерева глаз, ощущая, что где-то внутри рождается глубокая, очень важная мысль.
Он не знал, сколько простоял вот так без движения, но, наконец, дождался своего, увидел то, о чем начинал догадываться. Он думал о том, что в человеческой жизни, основанной на законах природы, чаше выживает, преуспевает и побеждает не тот, кто сильнее физически, мощнее и крепче, а тот, кто выносливее и гибче, и недаром в дни тяжких испытаний именно первые проигрывали и умирали прежде других. То же происходило и на глазах Сиробеи — толстые ветви ломались, а тонкие, сгибаясь так, что, казалось, кончина уже неминуема, вдруг каким-то неуловимым движением сбрасывали грозящую смертью тяжесть и выпрямлялись, как ни в чем не бывало.
— Mягкость побеждает силу и зло! — воскликнул изумленный собственным открытием Сиробеи и, только теперь почувствовав холод, поспешил в дом, чтобы поведать обо всем своим единомышленникам и помощникам. И с тех пор принципом его детища, названного впоследствии джиу-джитсу, стало: поддаться, чтобы победить! А слова «ветка, не сломленная снегом», стали поэтическим эквивалентом этого названия, самым красивым, точным и глубоким его переводом. Потому что заложенная в них мысль верна не только для боевых искусств».
***
Термин «дзю-дзюцу» (джиу-джитсу) появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, джиу-джитсу — это «мягкая, или податливая техника». Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип джиу-джитсу: «податься, чтобы победить», наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».
Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем.
Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).
Считается, что первую школу джиу-джитсу в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532г. Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «синь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558г. он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.
Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам.
Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868г., лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.
Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов.
Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу — это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2-2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож).
Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.
Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая — Хакко-рю (именно из этой школы вышел будущий основатель айки-до Уэсиба Морихэй), но большинство мелких.
Джиу-джитсу, одно из древнейших японских боевых искусств, история которого насчитывает не одно столетие, по сути, является колыбелью многих наших видов борьбы – дзюдо, айкидо, каратэ. Его нельзя прочитать, как книгу. Овладеть своим телом и духом можно только с помощью многолетней работы. Мастер боя – мастер жизни, говорили на Востоке.
В России
До революции джиу-джитсу было распространено в тогдашних силовых ведомствах России – долгие годы оно являлось секретным боевым оружием, которым владели офицеры армии, полиции, контрразведки. Основоположником русского джиу-джитсу был Василий Ощепков, сын политкаторжан, который в конце прошлого века попал в русскую миссию в Японии. Именно там он увидел и стал постигать этот вид боевого искусства, получив в Стране восходящего солнца 2-й дан. Уже в самом начале XX века, в 1902-1903 годах, жандармский корпус в России раньше других принял на вооружение японское единоборство. Русско-японская война дала сильнейший толчок к развитию джиу-джитсу в России. Приезжавшие с той войны рассказывали леденящие кровь истории о том, как мастерски владеют японские солдаты смертельными приемами. При этом вспоминались страшные случаи, когда безоружный японец одними руками убивал по нескольку русских солдат, выламывая им суставы, ломая позвоночник, а владевший штыком – оставлял вокруг себя гору кровавых тел.
Революция, как ни странно, не поглотила джиу-джитсу. И уже в советской России школа японского боевого искусства была на очень высоком уровне. Стоит вспомнить лишь один случай, когда в Москву на спартакиаду в 1926 голу приехали представители “Союза немецких рабочих”, чья школа джиу-джитсу считалась одной из лучших в Европе. Немцы планировали победить легко и без напряжения, однако все оказалось наоборот. Они с треском проиграли 11 поединков и лишь один смогли свести вничью.
К середине тридцатых годов джиу-джитсу оказалось под запретом как “чуждое явление” для советской деятельности. А основоположник его в России – Василий Ощепков – был репрессирован в 37-м году со стандартной формулировкой “враг народа”.
Василий Ощепков родился в декабре 1892 года в поселке Александровский пост, на Сахалине. Уже в одиннадцать лет мальчик осиротел. Благодаря помощи архиепископа Японского, преосвященника Николая, Вася Ощепков попал в, архиепископом же и созданную, духовную семинарию в Киото. В семинарии для желающих преподавались основы борьбы дзю-до (дзю-дзюцу), всего лишь двадцать пять лет назад созданной знаменитым теперь педагогом Дзигаро Кано.
Василий с головой окунулся в эту новую для себя увлекательную стихию. Василий сумел пройти отбор лучших для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо. Довольно скоро Василий предстал перед строгими экзаменаторами Кодокана, которые единодушно присвоили ему высокую мастерскую ступень — второй дан.
Естественно, что, оказавшись в России, именно он стал пионером дзю-дзюцу в нашей стране и щедро делился своими обширными познаниями с молодежью. В 1914 году в городе Владивосток открылась первая в России секция «японской системы самозащиты – дзю-дзюцу».
С 1921 года Ощепков — командир Красной Армии и вскоре он оказался на новом месте службы — в Новосибирске. И, разумеется, оказавшись на новом месте жительства, он сразу же стал и там пропагандировать свою науку самозащиты, особенно важную в военной среде.
В Новосибирске был организован кружок для сотрудников штаба Сибирского военного округа по изучению приемов самозащиты. Услугами редкого специалиста поспешило воспользоваться местное общество «Динамо», объединившее чекистов, а также школа милиции.
В штабе Красной Армии узнали о деятельности Василия Сергеевича, и в конце 20-х годов он получил приглашение в Москву.
Преподавал в институте физкультуры. Знакомился с другими видами национальной борьбы народов СССР через студентов, обучающихся в институте.
Тогда же, в самом начале тридцатых годов был учрежден наш знаменитый физкультурный комплекс, получивший название «Готов к труду и обороне». В качестве одной из норм были введены приемы самозащиты и обезоруживания не только для мужчин, но даже для женщин.
Постепенно Василий Сергеевич перешел на создание новой, более эффективной, модернизированной системы прикладной борьбы и самозащиты, которая должна была превосходить любую иную, в том числе и японскую.
Дальнейшее развитие джиу-джитсу в России проходили под названием «Рукопашный бой».
…
В 1978 году в СССР вновь появляются джиу-джитсу и кобудо. Одним из первых популяризаторов джиу-джитсу в СССР и России был И.Б.Линдер. В 1979 году был проведен первый «тайкай» — официальные технические соревнования по технике дзюдзюцу (джиу-джитсу), кобудо, иайдо, которые проводятся непрерывно уже более 30 лет. В конце 80-х годов 20-го века Линдер был назначен главой официально аккредитованного представительства Международного Союза Боевых Искусств.
В октябре 1993 года Василий Шестаков и Георгий Куковеров создают федерацию «БУДО», которая вошла в WKF (WORLD KOBUDO FEDERATION). В настоящее время Российская федерация джиу-джитсу сотрудничает с международной федерации джиу-джитсу (IJJF), которая стремится, чтобы джиу-джитсу стало олимпийским видом спорта.
В настоящее время развитием джиу-джитсу занимается Российская Федерация джиу-джитсу (РФД). Федерация джиу-джитсу РСО-Алания является ее членом и единственным представителем от РСО-Алания с 2007 года.
В Северной Осетии
5 апреля 1994 года — первая тренировка группы джиу-джитсу в спортивном зале Гимназии №5 г. Владикавказ, в количестве 4-х человек под руководством тренера Артура Дзитоева — мастера 1-го дана по джиу-джитсу.
С 1994г. – Центральная школа джиу-джитсу РСО-Алания.
С 2007г. – Федерация джиу-джитсу РСО-Алания.
С 2020 года — Региональная общественная физкультурно-спортивная организация «Спортивная Федерация Джиу-джитсу Республики Северная Осетия-Алания»
Первый президент — Хетагуров Казбек Давидович (
С 1996 года проведено XVII Чемпионатов и XIX Первенств Республики.
1-й Чемпионат РСО-Алания по джиу-джитсу. 7.12.1996г. Зал «Динамо». г.Владикавказ
Подготовлено:
-1 мастер спорта международного класса;
— 18 мастеров спорта;
— 91 кандидатов в мастера спорта;
-1 судья Всероссийской категории;
— 13 членов сборной России.
Командные результаты:
20.09.1997.Сборная РСО-Алания — обладатель VI Кубка Евразии в Новороссийске;
22.11.1998. Первенство России по джиу-джитсу среди юношей в Нижнем Новгороде. Команда Осетии — I командное место;
8.05.1999.2-е место на Чемпионате России по джиу-джитсу в Нижнем Новгороде;
21.05.2000. 1-е командное место на всероссийском юношеском турнире по джиу-джитсу в г.Екатеринбург;
8.10.2000. 1-е место на II международном юношеском турнире в г.Байконур (Казахстан);
7-8.10.2001. 1-е место на III международном юношеском турнире в г.Байконур (Республика Казахстан);
Тренерский состав:
Дзитоев Артур Маирович — вице-президент ФДД РСО-Алания, основатель джиу-джитсу и рукопашного боя в Северной Осетии (1994г), 4-й дан джиу-джитсу. Главный тренер сборной команды РСО-Алания, судья Всероссийской категории, тренер высшей категории.
Родился в 27.09.1961 г. в г. Беслан, СОАССР. Закончил СОШ №3 г.Беслан в 1979 г.
-1979-1984 г.г. – учеба в военном инженерном институте космических войск им. А.Ф.Можайского в Ленинграде;
-2009-2012 г.г. – учеба в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте по специальности «Физическая культура»;
-1984-1993 г.г. — служба в ВС СССР (России) (г.Байконур, Республика Казахстан);
-1993-2011 г.г. – служба в различных силовых ведомствах на территории РСО-Алания – Управление инкассации, МВД, налоговая полиция, служба судебных приставов;
-с 2006 года – тренер-преподаватель СШ единоборств;
-с 2006 года – тренер по рукопашному бою и джиу-джитсу Северо-Осетинского общества «Динамо»;
Воспитал:
— 1 мастер спорта международного класса;
— 13 мастеров спорта;
— 57 кандидатов в мастера спорта.
-Благодарность Министра спорта Российской Федерации (2015 г.);
-медаль «Почетный динамовец» (2016 г.);
-почетная грамота Министерства спорта Российской Федерации (2019г.);
— медаль «Ветеран Динамо» (2019 г.);
-грамота РСО-Алания «За многолетнюю плодотворную деятельность в области физической культуры и спорта РСО-Алания» (2020 г.).